←Новости

Марат Хуснуллин: «в новой Москве мы должны избежать старых градостроительных ошибок»

press_husnullin_2b[1]

Марат Хуснуллин

За 25 лет, что прошли после образования столичного Стройкомплекса, его нынешний этап – один из самых активных. Вместо города, задыхающегося от многокилометровых автомобильных пробок и от переполненного метро, Москва быстрыми темпами превращается в мегаполис, удобный для жизни. В июле исполнился ровно год с того момента, как территория столицы выросла в 2,5 раза. И у строителей появился новый и просто огромный фронт работ. В преддверии профессионального праздника  Дня строителя и.о. заместителя мэра Москвы, руководитель столичного Стройкомлекса Марат Хуснуллин ответил на вопросы корреспондента «Московской перспективы» Александра Шибанова.

— Марат Шакирзянович, уже почти три года, как вы возглавляете столичный Стройкомплекс. Расскажите, что изменилось за это время?

– Главное, пожалуй, заключается в том, что в работе Стройкомплекса были обозначены новые векторы: создание гармоничного городского пространства, развитие транспортной дорожной сети, сохранение исторического центра, перспективное развитие присоединенных к столице территорий. И по всем этим направлениям мы сейчас активно работаем.

— В июле исполнился год «новой Москве». Что там уже удалось уже сделать?

– Перед нами стоит задача при развитии новых территорий избежать тех градостроительных ошибок, которые были допущены в так называемой старой Москве. Жилые микрорайоны строились на окраинах города, рабочие места создавались в центре, при этом транспортной и социальной инфраструктуре уделялось мало внимания. В результате мы сегодня имеем проблемы, о которых знают все:  пробки, когда люди утром едут в центр Москвы, а вечером возвращаются обратно, тратя на это по три часа в день.

Решение о расширении территории Москвы было принято с учетом необходимости полицентрического развития столицы. Это путь, который прошли другие крупные мегаполисы мира, – Лондон, Нью-Йорк, Сидней, Куала-Лумпур, Сеул, Стамбул, Пекин, Шанхай и Париж. Главная цель включения в состав Москвы новой территории –  формирование новых центров деловой активности, которые обеспечат дополнительный экономический рост и увеличение доходов городского бюджета. А грамотное распределение транспортных потоков по ее территории сократит маятниковую миграцию, обеспечит необходимые условия для сбалансированного градостроительного развития и формирования действительно комфортной городской среды Москвы.

За этот год мы смогли многое. Провели конкурс на разработку концепции градостроительного развития присоединенных территорий. Уже приступили к работам по созданию транспортного каркаса. В новой Москве появятся три ветки метро, новые дороги, а также модернизированная железнодорожная сеть. Планируем создать 12 центров притяжения.

— На новых территориях жилье строится очень быстрыми темпами. Вас это не пугает?

– Тут ситуация такая: в переходный период, примерно в течение полугода перед самым присоединением новых территорий, для строительства было оформлено инвестконтрактов на 16 млн кв. метров. Из них 80% – это жилье. Целые микрорайоны панельных домов, которые не обеспечены ни социальной, ни транспортной инфраструктурой. Поэтому мы были вынуждены останавливать стройку, а там, где это возможно, пересматривали инвестконтракты.

С целью интеграции сложившейся здесь комплексной застройки в стандарты по обеспеченности социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой, применяемые в Москве, мы провели переговоры практически со всеми застройщиками. И сейчас идет процесс корректировки ранее выпущенной документации, чтобы учесть все социальные параметры, которые должны иметь новые жилые районы. В результате этих переговоров в ближайшие три года силами инвесторов здесь должны быть построены 30 детских садов, 14 школ и 5 поликлиник.

— То есть строить жилье на новых территориях вы не хотите?

– Почему не хотим? Хотим и будем строить. Наша главная задача – обеспечить комфортные условия проживания: работу, детские сады, школы, поликлиники, магазины рядом с домом, транспорт в шаговой доступности. Потенциал развития новой Москвы – это 100 млн кв. метров недвижимости различного функционального назначения. Это стройка с горизонтом планирования как минимум на 20 лет. Эпохальный проект, сопоставимый с «Большим Парижем», крупнейший проект развития городской территории в мире. Всего мы планируем создать на новых территориях около 1 млн новых рабочих мест.

— А захотят ли крупные компании переезжать из центра города на новые территории?

– Желающие уже сегодня есть. Компания «Ростелеком», например, целиком переводит большой офис в Румянцево уже в этом году. Они посчитали, что им уже экономически выгодно туда переехать. Крупная фармацевтическая компания «Фармстандарт» недавно обратилась к нам с письмом, в котором выражает свое желание приобрести земли в новой Москве для строительства своих офисов.

— Интересно, а как будут добираться работники того же Ростелекома в Румянцево? По забитым Киевскому или Калужскому шоссе?

– Мы завершаем проектирование так называемого транспортного каркаса новой территории. Основной упор будет сделан на общественный транспорт. Чтобы новая территория «поехала», у нас принят и реализовывается ряд серьезных решений. Например, от «Парка Победы» мы проведем метро до Рассказовки. Появится новая ветка с пропускной способностью 60 тыс. пассажиров в час. Участок до Раменок мы вводим в 2015 году, а в Рассказовку оно придет уже в 2017-м.

Далее – мы существующую линию от станции «Юго-Западная» продлили до Саларьева. Полным ходом уже строится станция в Румянцеве около большого делового центра. Эту линию мы запустим в следующем году, а когда Ростелеком полностью переедет на эту территорию, там уже будет метро.

Для административно-делового центра в Коммунарке мы приняли решение построить новую хордовую линию от второго кольца. Там появится большой транспортно-пересадочный узел, сейчас идет проектирование. Ну и уж если мы начали говорить об общественном транспорте на новых территориях, могу сказать, что большую работу вы ведем с коллегами из РЖД. Запланировано строительство дополнительных 3-го и 4-го главных путей на Киевском направлении МЖД на участке Солнечная – Киевский вокзал, на Курском направлении – участок Люблино – Курский вокзал.

— Вы много раз говорили, что Генплан нужно корректировать. На какой стадии сейчас эта работа, когда москвичи получат документ, соответствующий сегодняшнему дню?

– Генеральный план Москвы с учетом присоединенных территорий мы получим к концу 2014 года. Причем я хочу подчеркнуть, что сейчас мы делаем все-таки расширенный вариант, так называемый мастер-план. Мы проанализировали 27 крупнейших мегаполисов мира – кто как у себя планирует городское развитие, которое в первую очередь должно влиять на экономику. К сожалению, современный Градостроительный кодекс несколько разделил эти функции. Градплан – отдельно, а экономика – отдельно. Поэтому мы сегодня, составляя Генеральный план, считаем, что каждое наше решение дает городу, какие территории разовьются, сколько это даст налогов, рабочих мест, как это будет обеспечено транспортом.

На сегодняшний день у нас есть утвержденные в первом чтении правила землепользования и застройки, мы полностью пересматриваем старую территорию, уменьшаем плотность, потому что по нынешнему Генплану в Москве должно было быть построено более 200 млн кв. метров недвижимости. Вы вдумайтесь в эти цифры! У нас 410 млн кв. метров недвижимости было на начало утверждения Генплана, мы до 2020 года должны были построить еще 200 в тех же границах. Вы можете представить, что у нас везде каждое здание и каждая территория прирастет еще на 50 процентов?

В старом Генплане к 2020 году был заложен уровень автомобилизации 380 автомобилей на 1000 жителей. Этого показателя достигли уже к 2012 году. Дорог прирастает на 1–2% в лучшем случае даже сейчас, при наших темпах строительства, а автомобилей прирастает на 5–6 процентов.

— Сегодня много говорится о мигрантах. На Ваш взгляд, нужна ли Стройкомплексу Москвы иностранная рабочая сила в таких количествах? 

– Когда мы говорим об иностранной рабочей силе, надо очень четко понимать, что она бывает разной. Например, мы сейчас пригласили для проектирования метрополитена иностранных специалистов. Я считаю, что приход такой иностранной силы для города, это безусловный плюс. А есть иностранная рабочая сила, которая стоит около ворот строек и ждет, когда ей дадут хоть какую-нибудь работу. Мы от этого должны уходить.

— Стройкомплекс к этому готов?

– Для себя нужно решить, что, да, мы готовы платить больше. Почему эти люди трудятся на наших стройках? Дело в том, что разница в оплате квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы значительно отличается. Сегодня мигранты работают, грубо говоря, за копейки. Они несчастные, бесправные люди, которые не могут в своей стране заработать,  поэтому вынуждены приезжать сюда.

— Вы говорили, что пригласили для проектирования объектов метрополитена иностранных проектировщиков. Как Вы оцениваете результат их работы?

– Мы стали использовать иностранные технологии. За счет перехода на европейские нормы проектирования нам удалось уже сэкономить порядка 20% от стоимости будущих станций и серьезно увеличить скорость работ.

— О каких нормах Вы говорите?

– Их много, например, по количеству подсобных помещений на станциях. У нас раньше сама станция была порядка 160 метров в длину, еще 50–70 метров – дополнительные помещения. Иностранцы стремятся минимизировать их количество. Другой пример: мы сначала копаем котлован, потом строим там станцию, то есть снизу вверх. Иностранцы строят, наоборот, сверху вниз. Соответственно, у них другая система укрепления стен котлована, механизм подачи материалов, вывоза грунта. Мы взяли наши и их нормы, сравнили и рассмотрели на научно-техническом совете. В итоге мы уменьшили размеры строительных площадок, а значит, меньше работ по выносу коммуникаций – а это экономия времени и средств.

Еще одна новинка, которую мы станем применять при строительстве Третьего пересадочного контура, – вместо двух тоннелей на перегоне будем строить один большего диаметра. Такая технология применяется, например, в Испании. Испанские специалисты доказали нам, что строительство двух путей в одном тоннеле будет экономически выгоднее, быстрее и безопаснее.

— В последнее время в Москву активно приглашаются иностранные специалисты в области урбанистики, развития общественных пространств. Это что, новая тенденция?

– Я бы не сказал, что она новая. В Москве исторически работали ведущие мировые архитекторы. Очень много объектов, которыми гордится наш город, строились по проектам иностранцев. В этом абсолютно нет ничего плохого, и это позволяет избежать многих ошибок.

С нами работают 19 экспертов с мировым именем. Люди, которые сегодня не на словах, а на деле доказали успешность своих решений по всему миру. Например, Морис Леруа, который создал проект «Большого Парижа»; Ян Гейл, известный датский архитектор в области городского благоустройства; Лиу Тай Кер, бывший главный архитектор Сингапура, который создал всем известное сингапурское чудо; Ханс Штимманн, бывший главный архитектор Берлина, и другие.

— Что будет с Большой спортивной ареной «Лужников», ее снесут или все-таки стадион ждет реконструкция?

– Это на сегодняшний день больная тема для нас. Но я могу сказать, что мы в переговорах с ФИФА далеко продвинулись. Не так давно мы встречались с представителями этой организации в Рио-де-Жанейро. Согласно подписанным нашей страной документам, для финального матча чемпионата мира по футболу у нас должно быть 89 тысяч зрительских мест. Настолько расширить арену в «Лужниках» мы не можем. Однако когда мы объяснили руководству футбольной ассоциации, какая у нас ситуация, они согласились рассмотреть вариант, согласно которому арена будет вмещать порядка 80 тысяч зрителей. В конце июля мы встречались с их рабочей группой и представили три варианта концепции реконструкции стадиона. Сейчас обсуждаем вопросы о том, сколько будет VIP-лож, парковочных мест, общая площадь сооружения.

— Расскажите подробнее, в чем будет заключаться реконструкция Лужников?

– Мы совершенно точно понимаем, что придется удлинять существующий козырек на несколько метров. Рассматривается также вариант с заглубленным полем на 3–4 метра или даже на 7–8 метров. Но мы не очень бы хотели идти на заглубление, потому что здесь близко грунтовые воды. Стадион расположен на уровне Москвы-реки. Придется делать очень дорогую и сложную гидроизоляцию, чтобы защититься от воды. Вне зависимости от того, какой вариант в итоге будет выбран, мы будем сносить все трибуны. Так называемая «гребенка» не соответствует градусу, который должен быть в соответствии с требованиями ФИФА, сегодня не со всех мест хороший обзор. Основание, стены и козырек будут сохранены в любом случае.

— Сколько будет стоить реконструкция и сколько она продлится?

– Инвестиции составят порядка 20 миллиардов. Точнее можно будет сказать, когда будет готовый проект. Если говорить о сроках, то они уже близки к критическим. Это только кажется, что времени много. В мае 2017-го «Лужники» уже должны принять Кубок Федераций. Строителям придется совершить подвиг, чтобы вовремя все сделать.

— В одном из интервью Вы сказали, что территория «Лужников» – одно из ваших любимых мест в городе. А какие места Вам нравятся еще?

– Таких мест много. Одно из них действительно «Лужники». Вызывает большое уважение  работа великих архитекторов, спроектировавших этот спортивный комплекс, и строителей, которые его построили. Среди любимых также арт-кластер «Красный Октябрь» – он интересен, креативен и притягателен.  Там же есть пешеходная зона, которая является популярным туристическим маршрутом, начинающимся у храма Христа Спасителя –  самого грандиозного проекта, реализованного московскими строителями за четверть века.  Не  буду оригинален и непременно назову Красную площадь.  С Воробьевых гор открывается великолепный  вид на Москву. В столице много  красивых мест, их можно долго перечислять. Еще отмечу Крылатское. Когда мы проводили реконструкцию Гребного канала, я там бывал по несколько раз в день и полюбил это место. Там очень приятная и притягательная энергетика.

 

«Московская перспектива» поздравляет Марата Шакирзяновича Хуснуллина с днем рождения, который он отметит 9 августа, и желает ему крепкого здоровья, неиссякаемой энергии и больших градостроительных побед!

«Московская перспектива»

Источник: http://stroi.mos.ru