На очередном заседании Научно-технического совета (НТС) Департамента строительства Москвы своим опытом работы поделились представители испанской компании ООО «БУСТРЕН», строившей метро в Мадриде.
По их мнению, в российской столице тоже есть возможность сооружать станции по технологии «сверху вниз», которая позволит восстанавливать автомобильное движение в зоне застройки уже через полгода, а также прокладывать двухпутные тоннели для движения поездов.
При использовании метода «сверху вниз» сначала возводится стена в грунте с верхней плитой станции, после чего работы последовательно ведутся под верхней плитой: сооружается плита вестибюля, выполняется выемка грунта, протягивается щит, сооружаются платформы, ведутся отделочные работы и устанавливается оборудование.
В случае строительства станции под улицей с оживленным транспортным движением метод «сверху вниз» позволяет восстановить транспортное движение уже через шесть месяцев после начала работ.
Испанцы также предлагают строить станции не с одной островной, а с двумя боковыми платформами и выходами в торцах станции, а при строительстве новых линий метро строить двухпутные тоннели тоннелепроходческим механизированным комплексом (ТПМК) с диаметром около девяти метров. При этом ТПМК «протягиваются» через станции, то есть щит после завершения проходки от одной станции к другой не демонтируется, а следует дальше, начиная проходку следующего перегонного тоннеля.
Члены НТС отметили, что применение таких технологий метростроения в большей степени подходит не для продления существующих линий метрополитена, а при строительстве новых.
Напомним, программа развития московского метрополитена рассчитана до 2020 года, к этому времени в столице будет построено 162 км новых линий и 79 станций метро. Также к 2020 году будет сформирован Третий пересадочный контурметро (Вторая кольцевая линия) протяженностью порядка 50 км, который позволит снять перегрузку с Кольцевой линии и центральных пересадочных узлов метрополитена.
Кроме того, в рамках программы построят семь новых электродепо, еще восемь будут реконструированы. Общая протяженность линий метрополитена к 2020 году вырастет до 451 километра, а количество станций — до 253.
Напомним, в 2012 году были сданы 8,5 км линий метро и три станции: «Новокосино», «Алма-Атинская», «Пятницкое шоссе». В планах на текущий год — ввод 13,5 км новых линий и шести станций.
В 2013 году в Москве будут введены в строй две станции Таганско-Краснопресненской линии метрополитена — «Жулебино» и«Лермонтовский проспект». Ввод этого участка обеспечит пешеходную доступность метро для 90% населения района Жулебино и подмосковных Котельников. Также будут открыты участки Бутовской линии от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк», которые ждут жители Северного и Южного Бутово, и Калининско-Солнцевской линии от станции «Деловой центр» до станции «Парк Победы».